МОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Мода (от франц. «mode», от лат. «modus» – мера, способ, правило) –непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода (от лат. образ, предписание) характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле – смена форм и образцов одежды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени. Это словоупотребление (быть одетым «по моде», à la mode) восходит к XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Слово «мода» употребляется также для обозначения непрочной, быстропроходящей популярности[1].

Мода – неоднозначный и интересный социально-психологический, культурный феномен. К сожалению, мода зачастую ассоциируется только с изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется ее важное социальное значение. В действительности же, для моды практически не существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику, идеологию.

Слово «мода», как раннее упоминалось, происходит от латинского «modus» (мера, способ, образ, правило, норма). В свою очередь, вариант на санскрите «Санскрит "мода"»«paddhati» – от лат. «mode» (метод, способ, образ действий, форма, вид, мода, обычай). Латинское «modus» использовалось философией XVII – XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово «мода» появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.

И, наконец, мода – это вид бизнеса, способный управлять общественным сознанием.

Необходимо провести анализ сущности моды и выполняемых ею социальных функций. Для представления более полной картины следует раскрыть функции моды и механизмы ее возникновения и распространения.

Это истолкование моды как феномена по своей природе психофизиологического, социально-психологического, социально-регулятивного и т.п[2]. Такой подход позволяет отграничить моду от тех областей культуры, где она действует, делает возможным ее структурный анализ и подводит к восприятию моды как явления системного порядка. Мода включает в себя обуславливающие ее объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы.

Профессор Козлова Т.В. считает одной из ведущих функций моды – функцию обновления, подразумевая под этим стимулирование жизненных процессов, способствование их нормальному протеканию.

Одна из основных и общепринятых функций моды – социальная. Мода является социальным и идеологическим ориентиром, определяемым ценностными установками общества, которые и обуславливают динамику ее развития.

Herbert Blumer (Герберт Блумер) различает семь аспектов социальной функции моды[3]:

1. Мода может выступать как безобидная игра фантазии, как сюрприз людей.
2. Мода дает возможность избегать тирании обычаев.
3. Мода является формой санкционированного риска, связанного с нововведением.
4. Мода есть форма, позволяющая отчетливо демонстрировать свое «я».
5. Мода используется для замаскированного выражения сексуальных интересов.
6. С помощью моды производится постоянное выделение классов элиты.
7. Мода – средство внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положение в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.

Мода также выполняет эротическую функцию, которая в отношении мужского костюма проявляется в стирании границ между мужским и женским образом. Когда в моде главной функцией становится эротическая, это определенно служит сигналом социального кризиса, т.к. костюм перестает быть защитой, знаком выражения.

Без увлечения не может быть широкой торговли, эта функция моды называется стимулятор потребления. Коммерция, использующая плоды увлечения, опирается как на постоянно появляющиеся нововведения, так и на кратковременность, антимоду.

Ценностные установки потребителя в значительной степени связаны функцией моды как социально-психологического феномена. Мода исполняет роль регулятора поведения людей в обществе, соответственно она тесно связана с такими экономическими аспектами как спрос и предложение. С позиции производства мода – это требование потребителя, сформированное производством в определенный период времени.

Б.Д. Парыгин[4] и Г.Г. Шубин[5] выделяют три важнейшие функции, выполняемые модой: коммуникативную, интерактивную и компенсаторную. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интерактивная функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определенным способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция позволяет восполнять неудовлетворенные или недостаточно удовлетворенные потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.

Размышляя о моде, вспомним, что самые большие критики в этой области – это женщины. А являются ли мужчины столь придирчивыми к искусству одеваться?

Что такое «тело» и что такое «мода»? Тело – изначальное пространственное очертание человека, оно постоянно, и в то же время тело – носитель его сознания, а оно изменчиво. Изменчива и мода, которую, собственно, и определяет тело. Рассмотрим несколько реплик представительниц прекрасного пола, выраженных в адрес мужского тела.

«Мне совсем не нравятся мускулистые самоуверенные мужчины в деловых костюмах».
«В первую очередь мужчина должен выглядеть аккуратно и быть чистым. Излишне разряженные мужчины меня отталкивают».
«Милый, застенчивый мальчик с длинными волосами, в черном, но не в костюме, и уж тем более не в спортивном – вот мой идеал…»
«Мне нравятся актуальные, яркие, с налетом порочности…»
«Я за мужественность в одежде и некоторую небрежность. Не люблю я прилизанных и отглаженных».
«Да какая разница, в чем одет! Главное, что под одеждой!»
«Шарм в мужчине должен быть! Что-то такое кошачье, это чувствуешь сразу, можно сказать, подсознательно…»
«Почему же непременно кошачье? Вон Жерар Депардье какой медведь, а шарма хоть отбавляй».

Разброс мнений, как видно, весьма велик. Вместе с тем в этих репликах есть нечто неуловимо общее, и можно с уверенностью сказать, что они принадлежат нашим современницам. Как же возникает идеал мужской красоты? Насколько канон мужской телесности связан с историческими обстоятельствами эпохи? Влияет ли мода на популярные представления о мужественности?

Историческое изменение образов мужского тела связано с эволюцией как общего телесного канона, так и конкретных социальных стереотипов мужественности (ил 1.2, 1.3).

il_1_2o

 

Английский эссеист и критик Уильям Хэзлитт в очерке «О внешнем виде джентльмена» (1821 г.) дает весьма любопытное культурно-антропологическое описание внешних физических признаков джентльмена: «…привычное самообладание определяет наружность джентльмена; он должен полностью управлять не только выражением лица, но и своими телодвижениями; иными словами, в его виде и манере держаться должно ощущаться свободное владение всем телом …».

Дворянин, в общении с окружающими, не только не стоял «столбом», но, слегка наклонившись и немного выдвинув вперед правую ногу, «держал корпус» едва уловимым легким движением, которое позволяло, не задерживая разговор, лишь перекинуться несколькими словами с кем-либо из окружающих[6] (ил 1.1).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *